О том, как создавался чувашский сатирический журнал «Капкӑн»
В 1924-1925 годах Николай Яковлевич Золотов был председателем бюро Союза чувашских писателей, а также редактором газеты «Канаш» и журналов «Сунтал» и «Капкӑн».
Предложить редакции «Советской Чувашии» его воспоминания побудило меня письмо, присланное его сыном Рудольфом Николаевичем, работающим доцентом в Марийском государственном университете. Он обратил мое внимание на небольшую публикацию редактора журнала «Капкӑн» Валерия Николаева в газете «Правда» от 19 октября 1991 года вместе с подборкой чувашской сатиры. Автор изложил закрепившееся в чувашском литературоведении положение о том, что псевдоним Иван Мучи (Дед Иван) принадлежит сатирику Ивану Илларионову, что у истоков журнала стояли Степан Лашман, Василий Алендей (а не Григорий), Семен Хумма и Аркадий Золотов. А имя главного организатора сатирического издания Николая Золотова в заметке даже не упомянуто.
Н.Я. Золотов (1898-1967), еще будучи учащимся Симбирской чувашской учительской семинарии, стал сотрудничать (в 1918 году) в симбирской губернской газетой «(Ҫӗнӗ пурнӑҫ) («Новая жизнь»). С весны 1919 года он был мобилизован в аппарат Чувашского отделения политотдела Реввоенсовета Восточного фронта и назначен сотрудником фронтовой газеты «Чухӑнсен сасси» («Голос пролетариата»). В 19 лет Н.Я. Золотов был комиссаром стрелкового (25-го) полка 3-й стрелковой Казанской дивизии на Южном фронте.
В начале 1920 года он демобилизовался из армии по болезни. Выйдя из госпиталя, остался в Казани секретарем редакции чувашской газеты «Канаш». Через полтора года отбыл на учебу в Москву.
С июня 1923 года Н. Я. Золотов работал в Чебоксарах — сначала заместителем редактора, потом редактором газеты «Канаш». Одновременно был избран председателем бюро Союза чувашских писателей «Канаш». По его инициативе при газете, как приложение, были созданы журналы «Сунтал» («Наковальня», 1924 г.) и «Капкӑн» («Капкан», 1925 г.).
Публикуемые ниже его воспоминания о создании журнала «Капкӑн» и его авторах весьма ценны, они дают возможность восстановить истину прошлого. Ведь молодому поколению журналистов и писателей по данному вопросу подносились домыслы и слухи.
Сам Николай Яковлевич многие годы был лишен возможности высказать правдивую историю создания журнала. К 10-летию выхода «Капкӑна» он, бывший аспирант Академии наук СССР, по партийной мобилизации находился в Башкирии и работал начальником политотдела Бижбулякской МТС.
Вскоре, в 1937 году, он был объявлен «врагом народа», арестован и до 1955 года находился в лагерях. Другие участники организации «Капкӑна» погибли на фронте, а кто умер еще до войны.
Издание «Капкӑна» было возобновлено (он не выходил с 1940 года) в 1958 году. Заметным явлением в литературной жизни Чувашии стало его 40-летие. Н.Я. Золотов, человек уже преклонных лет, отошедший от литературы и всеми забытый, намеревался исправить ошибки в толковании истории журнала. К сожалению, из этого ничего не получилось.
Недавно, 16 марта сего года, исполнилось 67 лет со дня выхода первого номера журнала «Капкӑн».
Письмо Н. Я. Золотова, написанное 25 с лишним лет назад (в 1966 году, а через год он скончался), наконец-то увидит свет и внесет ясность в запутанные вопросы.
А. ИЗОРКИН, кандидат исторических наук.
ДО 1923 ГОДА в Чувашии не было сатирического журнала на чувашском языке, бичующего .уродливые явления жизни, стяжательство, пьянство и оказывающего людям помощь в работе, зовущего их к искоренению вопиющих недостатков в деятельности местных советских и хозяйственных органов и учреждений, помогающего в воспитании людей и т. д. И мне, как председателю бюро Союза чувашских писателей и редактору газеты «Канаш», пришлось заняться кропотливой организационной работой по созданию подобного журнала.
Начали мы с выпуска сатирического листка, который не имел ни редактора, ни штата сотрудников. Заметки писались членами союза «Канаш».
Листок вызывал интерес у читателей. Кстати, в нем помешались заметки как на чувашском, так и на русском языках.
Еще в конце 1924 года мне удалось получить согласие Чувашского обкома партии на издание печатного сатирического приложения на чувашском языке. Но подготовка затянулась до середины марта. К этому времени условия для издания приложения были созданы, оставалось лишь подобрать новому детищу название. Над этим более недели ломали головы свыше десятка работников. Предложений было много: «Лапоть» («Ҫӑпата»). «Кочедык» («Шӗшлӗ»), «Метла» («Шӑпӑр»), «Вилы», («Сенӗк»), «Шило» («Пӑшатан»), «Клещи» («Хӗскӗч»), «Перец» («Пӑрӑҫ»), «Крапива» («Велтрен»). «Оса» («Сапса») и другие. Но в этот процесс вмешалась случайность.
Как-то наши литераторы увидели всем известного тогда артиста Ивана Андреева-Шевле с капканом. Кажется, журналист Хура Ура заметил: «Вот вам и название!» После короткого обмена мнениями все согласились, что название «Капкӑн» вполне подходит новому изданию, которое будет ущемлять, бичевать всех нарушителей законов. И вот 16 марта 1925 года первый номер «Капкӑна» увидел свет.
Поступающие для этого номера материалы мной собирались и отбирались тщательно. Прежде чем посылать их в набор, я советовался со всеми сотрудниками. Приложение имело небольшой формат, бумага была неважная. Но с первых дней его появления начали поступать положительные отклики из Чебоксар и сел Чувашии. Между прочим, при выпуске первого номера журнала «Сунтал» такого энтузиазма со стороны читателей не было, хотя он по объему превосходил «Капкӑн» в десять раз, имел неплохое по тем временам содержание и оформление. Словом, получилось как по поговорке: «Мал золотник, да дорог».
Жители деревень и городов ждали дальнейшего сатирического освещения жизни и быта чувашского населения. Поэтому мы стремились откликнуться на эти потребности, обзавестись своими фельетонистами, художниками-сатириками и мастерами юмора. В первое время рисунки готовились на линолеуме Филипповым. Не все тогдашние рисунки, наверное, удовлетворяли читателей, редакции нужны были опытные художники.
Тогда мне стоило больших трудов создать коллективного автора — «Иван мучи». И это коллективное авторство длилось долго. Патман, Пайраш, Аттай, Васянка, Фомин, Кириллов, Урхи, Шапчак и многие другие по моим заданиям подбирали и готовили материалы для опубликования в «Капкӑне» под псевдонимом «Иван мучи». И этот прием оказался удачным. Подбор заметок для «Ивана мучи» был возложен на Ивана Илларионова. Некоторые заметки под этим псевдонимом печатались и минуя Илларионова. И потом, когда я окончательно отошел от редакционной работы, это коллективное авторство сохранялось. Но мало-помалу имя «Иван мучи» начали относить лишь к Илларионову. Из того, что было опубликовано самим Илларионовым под псевдонимом «Иван мучи», можно назвать его рассказ «Чышка», но это произведение не заслуживает особой похвалы.
Теперь, по прошествии более 40 лет после тех событий, нашлись люди, которые взялись идеализировать Илларионова. Например, в журнале «Ялав» № 3 за март 1965 г. помещено воспоминание С. Лашмана о том, как он и С. Фомин нашли Ивана Мучи. Вызывает недоумение описание того, при каких обстоятельствах Лашман и Фомин встретились с Иваном Мучи. Лашман должен бы знать, что Илларионов ни по уму, ни по смекалистости, ни как сатирик, ни как организатор не только не выделялся в тот период — среди остальных товарищей, но обычно находился в обозе. Удивляют меня и рассуждения Лашмана о моменте, когда решили именовать сатирический выпуск «Капкӑном». Лашман, не имея малейшего представления о его подготовке к изданию, предположил, что это было сделано одним жестом Аркадия Ивановича Золотова, который увидел Шевле с капканом,в руке и тут же решил вопрос о названии приложения. Так бывает только в сказках. Лашману ничего не
стоило также подменить фактического редактора «Канаша» Н.Я. Золотова другим Золотовым, который не имел никакого отношения к организации сатирического журнала.
После этого меня, как организатора «Капкӑна», как человека, приложившего для этого немало усилий, принимавшего участие в редактировании включенных в приложение материалов и автора отдельных из них, направлявшего это издание, удивляет и выступление В. Яковлева (нынешнего редактора) на страницах «Советской Чувашии» в 1965 году со статьей «Капкӑн» и чувашская сатира». Он писал: «У колыбели младенца «Капкӑн» стоял талантливый чувашский сатирик Иван Иванович Илларионов (Иван Мучи). Вместе доставалось и его редакторам А. Золотову, Г. Алендею… и другим». Эта оценка первых дней работы сотрудников «Капкӑна» попала и на страницы сборника С. Стыкалина, И. Кременской «Советская сатирическая печать в 1917-1963». (М., стр. 122-124).
Литсотрудник «Советской Чувашии», защищая допущенные ошибочные высказывания в газете, написал мне. Что нет надобности возвращаться к этой теме. Выходит, правда колет глаза. Хочется посоветовать этим людям: присмотритесь к тогдашним явлениям сами, вы можете упрекнуть меня только за то, что я не сумел вовремя обратить внимание общественности на эти вопиющие вымыслы.
Н. ЗОЛОТОВ, первый редактор журналов «Сунтал» и «Капкӑн».
ОТ РЕДАКЦИИ. Письмо опубликовано с некоторыми незначительными сокращениями).